В настоящее время перед учебными заведениями поставлена актуальная общественная задача - воспитание подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности.

  Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Вопрос о межнациональной толерантности заполнил сейчас внимание всего мира. Вопрос не нов, он поднимался и раньше, но теперь поставлен с небывалой до того выразительностью и силой. Целенаправленно работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена. История человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.И наше время не является исключением.

  Понятия. «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение к однокурсникам другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказания необходимой помощи, внимательное отношение к нуждам своего соседа (в широком понимании слова) в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.Термин «толерантность», внедряясь в сознание молодежи, подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию, обогащению личности молодого человека таким, каков он есть, независимо от культурного и социального уровня.

  В Таганрогском механическом колледже студенты впервые знакомятся с термином «толерантность» на 1 курсе на занятиях по обществознанию, истории России, а на последующих курсах - по философии, политологии, социологии, основах психологии общения. И чаще всего, остаточные знания студентов показывают, что межнациональная толерантность большинством понимается элементарно - как терпимость к иному, чужому, другому.

  В последние годы межнациональная толерантность в молодежной среде заявляет о себе, как активная нравственная позиция, как готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с другими культурами, этносами, людьми разных национальностей, религиозных предпочтений.

  В нашем колледже обучаются студенты разных национальностей: русские, украинцы, казахи, армяне, грузины, азербайджанцы, греки, дагестанцы, осетины, немцы. С целью изучения вопроса межнациональной толерантности в его новой постановке преподавателями колледжа были проведены социологические опросы в студенческих аудиториях. Они показали, что толерантность на Дону, как и во всей России, очень сложная проблема, носящая и пассивный характер, вытекающий из понимания термина как снисходительность к чему-либо или кому-либо; и активную позицию - готовность к терпимости во имя согласия между людьми и группами людей. В ответах на вопросы студенты продемонстрировали понимание того, что межнациональная толерантность не является врожденным чувством, а формируется, стимулируется и корректируется, и, в итоге, выражает практическое признание и уважение убеждений и действий других людей, ответственность за общее дело, солидарность и бескорыстие.

  С целью формирования межнационального толерантного поведения студентов, преподавателями ЦМК ОГСЭ «Таганрогский механический колледж» в 2011- 2012 учебном году была разработана целая программа мероприятий, посвященных проблемам толерантности молодежи. В рамках программы, в студенческих группах были проведены тематические классные часы «Планета толерантности», конкурс презентаций и плакатов, конкурс чтецов, акция «Я голосую за толерантность», конкурс «Кухня народов Таганрога» с представлением национальных блюд, открытые уроки по данной тематике, конкурс эссе и презентаций на английском языке, фестиваль «Я, ты, он, она - вместе целая страна». В течение 2011-2012 учебного года, преподаватели и студенты колледжа участвовали в проекте по формированию толерантного поведения студентов. Цель проекта - создать условия для эффективного формирования толерантного поведения студентов.В задачи проекта входило - ознакомить студентов с понятие толерантности и актуальностью этой проблемы, собрать информацию по теме проекта, изучить литературу, содействовать формированию межличностных отношений в духе межнациональной толерантности, сформировать правила межнационального толерантного поведения. Одним из результатов проекта стал «Манифест толерантности», который был опубликован в газете колледжа «Студенческие будни». Данный проект можно считать в полной мере удавшимся. В ходе его реализации для студентов были созданы условия для формирования толерантного поведения, они узнали много нового, делали компьютерные презентации, писали эссе, рефераты, выступали перед студентами групп и родителями, учились вместе решать проблемные и конфликтные ситуации.Студенты получили возможность попробовать свои силы в проектной деятельности, научились работать в команде для общего дела. Руководитель проекта, преподаватель колледжа Акулова М.Ю., стала победителем городского конкурса «Таганрог - планета толерантности» на лучшую методическую разработку среди преподавателей учебных заведений Таганрога.

  Ряд воспитательных мероприятий, проводимых в Таганрогском механическом колледже, так или иначе, затрагивают данные проблемы. Поэтому, для коллектива преподавателей очень важно воспитание творческой индивидуальности студента, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защищать свои права и интересы среди сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия по отношению к людям разных национальностей.